Как научить ребенка убирать свои игрушки?

Этот навык, по большому счету, не из первостепенных, но все-таки желательно,
чтобы он уже был в "багаже" малыша, который отправляется в детский
сад. Конечно, в садике всему этому учат, и привычку к аккуратности дети
усваивают как раз именно там. Воспитательницу принято слушать, да и пресловутое
"влияние коллектива" делает свое дело. Но если в домашней жизни
малышу ни разу даже не намекали на то, что вещи можно и нужно держать в
порядке, требование воспитателя убирать за собой может вызвать у ребенка
протест.

Кстати, существует точка зрения, согласно которой от ребенка вообще нельзя
требовать порядка в игрушках. И не только потому, что он по малолетству не
способен его соблюдать, но прежде всего потому, что взрослые, родительские
представления о порядке чужды его природе, возрастным особенностям психики.
Требование "держать все на своих местах и не разбрасывать вещи где
попало" тормозит развитие творческого потенциала малыша, угнетает его
исследовательскую активность. Ребенок развивается по вселенскому, космическому
закону: вначале его мир - это первобытный хаос, который он затем начинает
упорядочивать.

Бесспорно, в этой теории есть доля истины. Ваш взрослый порядок, когда все
"по полочкам", малышу действительно не нужен и не интересен. В таком
упорядоченном извне мире не остается пространства для творчества. Но возникает
вопрос: как совместить потребность юного творца в первобытном хаосе с
потребностью родителей все-таки где-то жить?

Приходится искать компромиссы. В идеале у ребенка должна быть отдельная
комната, в которой он и устраивает все так, как ему нужно - хаос так хаос, - и
пространство для творчества не ограничено ничем, кроме соображений
безопасности. В реальной жизни отдельная детская - роскошь, доступная далеко не
всем, поэтому остается лишь каким-то образом делить ту территорию, что имеется
в наличии. Скажем, повсюду на обоях рисовать нельзя, но в определенном месте на
стене всегда висит большой лист ватмана - специально для упражнений в настенной
росписи. Игрушки, рассыпанные по всей комнате, хотя бы к вечеру должны быть
убраны, но под столом устроен "домик", и там маленький хозяин может
убирать только то, что считает нужным.

Начинайте... играть. Да, именно играть, а не шпынять, приказывать, требовать
или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины,
эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и т. д.), подбирая с
малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться - кто быстрее уберет
свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов превратить уборку в
удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя последовательно. Нельзя
приучать малыша к уборке время от времени: "Вчера убирал, сегодня, так и
быть, я сама, а завтра вообще оставим все, как есть". Если уж вы решили
вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения.

Ребенок, конечно, будет играть, но постепенно привыкнет к правилу: перед сном
(или перед обедом, перед прогулкой) игрушки отправляются на полки, в ящики и
прочие свои "домики".

Полезные ссылки для ребят:

Полезные ссылки:

Версия для слабовидящих