Что почитать малышу.
 
Цикл рассказов С. Баруздина «Светлана», Н. Калининой «Малыши». Слушая такие рассказы, ребенок знакомится с особенностями детского сада, его режимом, людьми, которые в нем работают, и др. Становится понятно, что в детском саду ребята, спят, лепят, рисуют, общаются, гуляют, танцуют и т. д.  Например, рассказы С. Баруздина: «Новые книжки», «Когда не бывает скучно», «За обедом», «Прогулка», «Секрет», «Спать пора», «Кто скорее подрастет», «Берегите свои косы!», «Первые буквы», Н. Носова «Про репку»,С Баруздина «Вежливый бычок» и др.
Чтобы сформировать представление о людях труда. Об этом рассказы 0. Донченко «Голубой Винтик», С Баруздина  «Мамина робота» и «Прогулка», Н. Калинина «Что ребята видели на улице», «Как Олин папа научил малышей строить дом». При чтении таких произведений для понимания достаточно нескольких поясняющих слов, чтобы вое стало на свои места.
Помочь составить представление о детском садике помогут и стихотворения Э. Александровой «Новые ясли» и «Катя в яслях», 0. Высотской  «Детский сад», Е. Тараховской «Тихий час», Н. Найденовой «Ольга  Павловна» и «Наши полотенца», И. Гуриной «Мой садик»  и «Школа малышат».
Формируя представление о детском саде, важно помочь ребенку осознать правила, соблюдение которых будет  требоваться от него. Об этом рассказ О. Иваненко «Что Ромка ел?». А современные авторы Г. П. Шалаева, 0. М. Журавлева, О. Г. Сазанова сформулировали основные правила в виде стихотворной сказки «Правила поведения для воспитанных детей в детском саду». Вот некоторые примеры названий стихотворений из их книги: «Во всем слушайся воспитателя», «Сначала подумай, потом сделай», «Если что-то болит, скажи воспитателю», «Помогай друзьям мириться», «Не ходи в мокрой одежде», «Перед едой мой руки с мылом», «Учись пользоваться вилкой и ложкой»,«Не привередничай и ешь все, что дают в детском саду», «Помогай нянечке накрывать на стол», «Умей играть самостоятельно», «После туалета обязательно мой руки», «Решай споры словами, а не кулаками», «Не стесняйся отпроситься в туалет», «Не дразнись и не обзывайся», «Собираясь на прогулку, одевайся побыстрее». Привлекательность книги еще и в том, что правила даны через сюжетные ситуации с различными зверюшками.
На первых порах вставать ребенку приходится рано, и не всегда это получается легко. В детской литературе эта ситуация описана в разных вариантах. Это и сказка Л. Воронковой «Маша-растеряша», где Машу будят и мама, и воробьи, и кошка, и петушок. Произведение легко читается благодаря простому и увлекательному сюжету, а также чередованию в нем прозы и стихотворения. .Единственное слово, которое может вызвать некоторое непонимание — это чулки, которые носили девочки того времени, в отличие от современных колгот. В. Сухомлин ский в рассказе «Ленивая подушка» описал один из способов, который помогает утром проснуться.
В детском саду ребенок столкнется с различными ситуациями. Познакомить с ними помогут произведения для детей. Чаще всего в литературе описана ситуация детской жадности (В. Осеева «Сторож», А. Потапова «Мое», 0. Буцень «Жаднуля», Н. Калинина «Олина лопатка» и «Разве так играют?»).
Как себя вести, когда в детский сад приходит новенький? Об этом и стихотворение Н. Найденовой «Новая девочка», Л. Фадеевой «Новенькая в детском саду», рассказ А. Потаповой «Хорошие слова» и «Кто больше любит маму», Е. Яниковской «Я хожу в детский сад».
У В. Осеевой в рассказе «До первого дождя» рассматривается проблема дружбы — настоящей или показной; про умение находить выход из конфликтной ситуации — рассказы О. Буценя «Ложечка», «Зеленое солнце», «Как Леня дежурил»; о том, как дать обидчику отпор — С. Баруздина «Берегите свои косы!» и А. Потапова «Хорошие слова». А Л. Письменная в произведении «Богатырь Желтый Глаз» рассказала удивительную историю о том, как ребята нашли худющего кота, уговорили взрослых оставить его в детском саду, а он, в свою очередь, стал храбро сражаться с крысами.
Когда у ребенка накопятся некоторые представления о детском саде, ему можно предложить рассказ Е. Яниковской «Данин ключик» о венгерских дошкольниках и сравнить, чем похожи и чем отличаются их детский сад и венгерский.
Как не удивительно, но сказок о детском саде очень и очень немного. Это сказка «О комарике Зюзе» В. Нестайко, о том, как опасно быть непослушным. Действие сказки происходит в комарином детсаде, где воспитательницей работает Комария Комаровна, а главный герой — непоседа комарик-дошкольник Зюзя. В другой сказке В. Нестайко «Приключения близнецов-козлят» главные герои — дошкольники Витя и Вова, которые ходят в детский сад и страшно недовольны, что и там, и дома нужно подчиняться правилам. И однажды их желание не подчиняться правилам было осуществлено: они превратились в козлят и попали в ужасную страну Пуршамию. Справедливости ради надо сказать, что детский сад тут упоминается только вскользь.
Э. Успенский в сказке «Вера и Анфиса идут в детский сад» рассказал удивительную историю о посещении сада девочкой и обезьянкой и о том, что из этого вышло. В веселой сказке другого современного детского писателя Г. Остера «Гирлянда из малышей» события происходят также с воспитательницей и детьми детского сада. Наверное, нет смысла пересказывать содержание, потому что многие помнят замечательный веселый мультфильм о захлопотанной маме-обезьянке и ее проказниках-детях, которые как раз столкнулись с дошкольниками на прогулке. Кстати, если уж заговорили о мультфильмах, надо сказать, что они тоже могут помочь в формировании позитивного отношения к детскому саду: «Дед Мороз и лето», «Как Петя Пяточкин учился слоников считать».
 
 
Спать пора
После обеда в детском саду наступает тишина. Тихо о комнатах, тихо в коридорах, тихо на лестнице. Даже кот Бобик тихо лежит на подоконнике, греет на солнце спину.
Это значит, что в детском саду настал тихий час. Спать пopa!
Все ребята спят, одна Светлана возится в своей кровати . Беда с ней — никогда вовремя не засыпает. – Света, спать nopal — говорит Зинаида Федоровна. Я буду, – отвечает Света, но только Зинаида Федоровна отходит от ее постели, начинает опять ворочаться. Потом и это ей надоело. Стала Света говорить: – А у нас музыкальные занятия будут! Я как стану под музыку ходить, как все песни выучу! Лучше всех!
Все ребята спят, никто не слушает Свету, а она говорит, говорит.,.
Опять Зинаида Федоровна подошла к ней, но Светлана так разгулялась, что никак уснуть не может.
Незаметно прошел час, ребята проснулись, оделись, побежали умываться, а Светлана спит. Уснула наконец! Стали ее будить: Света, вставай! Пора идти на занятия! Я спать хочу! – говорит Света. Не хочет подниматься!
А когда проснулась, протерла глаза, посмотрела по сторонам, видит — нет в комнате ребят. Одна няня Нина Марковна на стуле сидит, смотрит на нее.
-              А где ребята? Куда они спрятались?
-              Ребята музыкой занимаются. Одна ты спишь,— говорит Нина Марковна.
Светлана вскочила — и скорей одеваться. Пока оделась, пока умылась — кончились музыкальные занятия, все ребята в группу возвратились.
Так и не походила Света под музыку, ни одной новой песни не выучила.
Пришла вечером домой и говорит маме
- Спать пopa! А то еще проспим утром и в детский сад опоздаем.
Легла в кровать, закрыла глаза и тихо лежала, что не заметило, как уснула...
 
Детский сад,  детский сад…
Почему так говорят? Мы ведь не осинки,
Мы ведь не рябинки.
Вовы, Клавы, Мишеньки—
Это же не вишенки!
(В. Товарков «Почему так говорят»)
 
В комнатах светлых кроватки стоят,
В эти кроватки уложат ребят… …
Оленька смело гуляет одна,
В ясли сама прибежала она.
(3. Александрова «Новые ясли»)
 
В этом доме все для нас—
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час,—
В этом доме все для нас!..
(О. Высотская «Детский сад»)
 
…Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок,
Скажет: «Выучите сами,
А потом прочтите маме»?..
Это воспитательница,
Это Ольга Павловна.
Любит Ольга Павловна
Всех своих ребят,
Очень Ольгу Павловну
Любит детский сад!
(Н. Найденова «Ольга Павловна»)
 
Мы с моей подружкой Томой
Ходим вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!
Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!
(И. Гурина«Школа малышат»)
 
Мое
Коля залез в песочницу, растопырил руки и заявил:
—           Мое!
—           Почему твое? — робко возразила маленькая Лариса, отряхивая от песка руки.
—           Потому что мое! — грозно сказал Коля и растоптал домик, построенный из песка Ларисой.
Девочка вылезла из песочницы и пошла к клумбе нюхать цветы.
Коля слепил кулич, насыпал холмик, прорыл канавку, все время поглядывая на Ларису. Она стояла возле клумбы и разглядывала красивый красный пион.
Кряхтя, выбрался Коля из песочницы и направился к клумбе. Он отодвинул Ларису плечом, наклонился к пиону и сказал:
—           Мое!
Лариса ничего не успела ответить, как из пиона вылетел огромный коричневый шмель. Он ударил Колю прямо в лоб, сердито зажужжал и, растопырив мохнатые лапы, собрался впиться ему в щеку.
-              Ай-яй-я-ай! — закричал Коля, закрывая лицо руками, и кинулся к воспитательнице, которая сидела на скамеечке.
-              Испугался? — спросила Анна Ивановна, когда Коля уткнулся ей в колени.
-              А чего он? — пожаловался Коля.
-             
Он прожужжал: «Мое-е!» — ответила Анна Ивановна.- Совсем как ты в песочнице. Встал Коля, подошел к Ларисе, взял ее за руку:
-              Идем, я тебе покажу, как крепость лепить. Потом оглянулся на воспитательницу и крикнул:
-              Но я же не жужжал!
(А. Потапова)
 
Новая девочка
Девочка новая
В детском саду.
К девочке новой
Сейчас подойду.
—Зачем ты в сторонке?
Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной…
…Пойдем, я к ребятам -
Тебя отведу.
Всем девочкам нравится
В детском саду!
(Н. Найденова)
 
Кто виноват?
Взял игрушку в детский сад,
Чтобы удивить ребят.
Позавидовал Илюшка,
Разломал мою игрушку.
Так ушел я, не поняв,
Кто из нас двоих не прав?
Что противнее всего —
Зависть или хвастовство?
(Е. Стеквашина)
 
Солнце скрылось за домами,
Покидаем детский сад.
Я рассказываю маме
Про себя и про ребят.
Как мы хором песни пели,
Как играли в чехарду,
Что мы пили, что мы ели,
Что читали в детсаду.
Я рассказываю честно
И подробно обо всем.
Знаю, маме интересно
Знать о том, как мы живем.
(Г. Ладонщиков. «Про себя и про ребят»)

 

 

Полезные ссылки для ребят:

Полезные ссылки:

Версия для слабовидящих