Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и      подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального      внимания.

Кому легко, а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к      посещению сада заранее,      за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в      том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в      садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая      малышу, что ему предстоит туда ходить.
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических      заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям.

В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

  • Детям, имеющим навыки      самостоятельности.      Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет,      самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит      силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися      навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму      сада. За месяц до      посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому,      какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее      время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 –      возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 –      полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен      к садовскому. Если      ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает      кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния.      Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет,      различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно,      супы.

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения!

 На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда      отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то      не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему      будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только      с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад      теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня      ребенка. Можно      позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться»      слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша      окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по      головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении.      Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки      нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на      другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше      мягкую). Малыши      этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к      себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо      спокойнее.
      
         Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать      себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко      снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Время,      проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень   постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда.      Увеличить время пребывания ребенка в саду можно только при хорошем  эмоциональном состоянии ребенка.

Полезные ссылки для ребят:

Полезные ссылки:

Версия для слабовидящих